Главная / БЛОГ / Путешествия / Пермь / Пермь: три вокзала, набережная Камы и «Счастье не за горами»

Пермь: три вокзала, набережная Камы и «Счастье не за горами»

Еще год назад я сетовал на бесснежные зимы, которые зачастили в наших краях, а в этом году и зима удалась, и весной — тоже снег. Вчера в Воронеж снова заглянула зима и, похоже, решила остаться… Сегодня по пути на работу сделал несколько снимков, давно такого не было:

voronezh-zima-vernulas-01

voronezh-zima-vernulas-02

На волне зимнего настроения продолжу рассказ о достопримечательностях Перми. Речь пойдет о трех вокзалах Перми и о том, что можно посмотреть рядом с ними: «засветившийся» в кино популярный арт-объект «Счастье не за горами», памятник-паровоз 9П-752, деревянные ворота Перми в виде буквы «П» из бревен и резиновый памятник жуку-скарабею.

Объединение в одной теме трех вокзалов не только смысловое. Мы действительно посетили их один за другим: побродив в окрестностях вокзала Пермь 2, проводили возвращающихся в Тюменскую область родственников, затем брат подбросил на машине до Речного вокзала и ж/д Пермь 1, расположенных один напротив другого. Осмотр всех, расположенных вблизи пермских вокзалов достопримечательностей, занял у нас около 2-х часов времени. До этого мы уже успели побывать в Музее пермских древностей.

Железнодорожный вокзал Пермь 2

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-perm-2

Вокзал Пермь 2 (адрес: ул. Ленина, 89) — в настоящее время главный ж/д вокзал Перми, являющийся крупным транспортным узлом Транссибирской магистрали. Расписание поездов, проходящих через Пермь, можно посмотреть здесь.

Первая ж/д станция Заимка здесь была построена еще в 1899 году. Затем транспортный поток через станцию вырос, и в 1909-м на ее месте построили вокзал, здание которого протянулось вдоль железнодорожных путей. В 50-х годах прошлого века зданию старого вокзала потребовалась реконструкция, которая заняла около 10 лет.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-02

К торцу этого здания примыкает высокий и просторный современный корпус вокзала, фасадом выходящий в город. К слову, в Перми выход из города на железнодорожные платформы пока не ограничен высоким забором, различные варианты которого мы встречали на многих станциях за двое суток пути по маршруту Воронеж-Пермь. Да, собственно, и в самом Воронеже сейчас без досмотра багажа на ж/д платформы не попасть. Формально это, конечно, создает видимость защиты пассажиров, но при большом количестве вещей утомляет.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-01

Памятник навозному жуку

В нескольких минутах пешего хода от привокзальной площади, в сквере 250-летия Перми (в Саду камней) расположены два уникальных объекта. Один из них — «памятник навозному жуку» или «памятник жуку скарабею» из старых автомобильных покрышек. Под этими названиями, во всяком случае, описание достопримечательности можно найти в сети. Признаюсь, это первый резиновый памятник, который мне довелось увидеть ) По моим прикидкам, его диаметр — около 3,5 метров. Жук, с усилием упирающийся передними лапами в землю, а задними — в огромный шар, тоже сварен из резины. Креативно. Но на траве этот объект, наверное, смотрится эффектнее, чем среди снежных сугробов.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-03

По словам автора памятника, казахского художника Молдакула Нарымбетова, арт-объект «Скарабей», на сооружение которого потребовалось более тысячи старых покрышек — «символ современной цивилизации, которая сегодня не столько создает новые, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности». Что не мешает пермякам воспринимать скульптуру и как символ очищения планеты от мусора.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-04

Буква П — деревянные ворота Перми

Другой необычный арт-объект, находящийся вблизи ж/д вокзала Пермь 2 — буква «П» из бревен. Официальное название композиции — «Пермские ворота», автор — скульптор и художник Николай Полисский. Этот памятник хорошо виден из окон прибывающих с западного направления поездов, сегодня — это одна из визитных карточек города.

Пермь мне всегда казалась городом, более лояльным к разного рода необычным памятникам, чем другие города. И памятник букве «П» в Перми — лишь подтверждение этой догадки. Если говорить о символике, то для меня это сооружение символизирует уходящую «деревянную» Пермь, ее бревенчатые дома, которых еще лет тридцать назад в Пермском крае было великое множество. Лес — все еще одно из главных богатств Пермского края.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-05

Объект представляет собой куб с внутренними пустотами, в верхней грани куба — квадратное окно, противоположные боковые грани соединены сквозными прямоугольными проходами, превращая каждую из граней в первую букву имени города. О высоте памятника букве «П» косвенно можно судить по человеку на фото, находящемуся вблизи этого необычного сооружения из бревен, по справочной информации она составляет 12 метров. Внутри это грандиозное сооружение из 5200 еловых бревен опирается на мощный металлический каркас.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-06

Железнодорожный вокзал Пермь 1

Пять лет назад жд вокзал Пермь 1 (ул. Монастырская, 5) — старейший вокзал города и «начальный пункт Уральской железной дороги» (как утверждает Википедия), выглядел совсем уныло, здесь есть одна его фотография того периода.

В настоящее время ведется реконструкция вокзала Пермь 1, завершение которой запланировано на 2017-й год. Это будет пятый по счету год, на который переносится завершение работ, капремонт ведется с 2004-го. До недавнего времени на станции функционировали пригородные кассы. Восстановление здания постройки 1877-1878 годов в прошлом году уже оценивалось в 453 млн рублей, что в три раза больше предполагаемой в начале суммы.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-07

Старое здание вокзала когда-то было разделено на 4-х секции: зал ожидания с мягкими диванами для 1-го и 2-го классов; зал ожидания с жесткими диванами для 3-го и 4-го классов; кассовый зал с иконостасом; зал ресторана. В обновленном вокзале предполагается наличие всей необходимой современной инфраструктуры. Снимок ниже сделан с пешеходного моста, перекинутого над железнодорожными путями.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-08

Памятник паровоз 9П-752

По другую сторону от моста притаился присыпанный снегом памятник — паровоз 1939 года, реконструированный в 1987-м к 150-летию российских железных дорог.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-09

Даже вблизи памятник-паровоз кажется, по сравнению с современными тепловозами, игрушечным. Находится объект справа от здания вокзала, в нескольких метрах от проезжей части улицы Монастырской, пропустить его трудно.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-10

Вокзал Пермь 1 на карте (здесь же речной вокзал и «Счастье не за горами»):

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-perm-1

Речной вокзал в Перми

Здание старого речного вокзала постройки 1940 г. (адрес: Пермь, улица Монастырская, 2) тоже на данный момент находится на реконструкции, потребовавшей частичного сноса здания. По прямому назначению речной вокзал использовался до 2004-го года. С 2009 по 2014 здесь располагался музей современного искусства PERMM. Фото внутреннего вида здания и его разрушения спецтехникой при подготовке этой статьи мне попались здесь.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-11

К набережной Камы и немногим оставшимися здесь причалам ведет крутой спуск. По снегу нам приходилось пробираться, осторожно наступая в оставленные кем-то глубокие следы. Та же история повторилась и по пути обратно.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-12

Родственники нам рассказывали, что когда-то на берегу реки было девять причалов, а судоходство на Каме развивалось. После 90-х многое здесь пришло в упадок, причалов стало меньше, да и те сейчас практически не используются. Если верить информации на официальном сайте речного вокзала Перми, на данный момент теплоходное сообщение поддерживается, как минимум, по маршруту Пермь-Заречный (15 стоянок и 5,5 часов пути).

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-13

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-14

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-15

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-16

Счастье не за горами

Арт-объект «Счастье не за горами» (автор Борис Матросов) — один из новых символов города, оставшийся в Перми со времен проводимой здесь в 2009-м году Art-программы «Музей в городе». Находится на краю набережной, справа от четвертого причала. От второго причала минут пять пешком. Спуститься к набережной можно, обогнув здание речного вокзала с любой из сторон.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-17

Вблизи яркие буквы этой достопримечательности выглядят не такими ровными, как на местных сувенирах и на коробках с конфетами Пермской кондитерской фабрики.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-18

И не такими красивыми. Фанера — материал неоднородный и недолговечный, особенно, когда подвержен постоянному воздействию атмосферных осадков. Кроме того, в конце весны уровень воды в Каме поднимается на 7 метров и более, иногда подтапливая фанерное «Счастье не за горами». В тех же Яндекс-картинках есть немало фотографий этой надписи, окруженной со всех сторон водой. По этой причине и по причине вандализма городской арт-объект периодически нуждается в ремонте и замене фанерных букв.

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-19

Мне стало любопытно, как эта конструкция держится, решил посмотреть и заодно сфотографировать. Все довольно просто: сварной каркас из труб квадратного сечения, цепляющийся за бетонный бортик, и поддерживает буквы в вертикальном положении. Надпись «Счастье не за горами» — фото обратной стороны:

dostoprimechatelnosti-permi-tri-vokzala-20

От речного вокзала мы отправились пешком по улице Монастырской вверх, в город — точнее, в расположенные поблизости Пермский краевеведческий музей и городскую художественную галерею. Но об этом — в следующей заметке.

Расскажите об этой статье в соцсетях:

12 комментариев

  1. Константин, я в шоке. Откуда у вас столько снега? У нас давно сошёл. Иногда может напасть ещё, но быстро тает.
    Ловлю себя на мысли, что Пермь места Коломну напоминает. Надо что-ли в гости наведаться. А то сижу в Подмосковье, понимаешь)

    • Сегодня были в центре, пару островков снега еще встретили. А так, сильный снегопад в Воронеже прошел 19-го апреля, выпало около 10 см снега. 20-го — снег еще лежал на деревьях и земле, 21-го числа — почти все растаяло. Ночами на этой неделе до -8-ми обещали синоптики. Да и отопление у нас все еще не отключают, не припомню, чтобы так с этим затягивали.

      Мне в Коломне да и в других городах Подмосковья бывать не приходилось. А Пермь, думаю, гостям всегда рада, но отправляться туда лучше летом. Зимы там посуровее наших.

  2. Александр Каратаев

    Очень понравились первые две фотографии, где снег на ветках… Прям завораживающе как-то смотрится…
    У нас на Арбате, в Алматы тоже есть свой Арбат, иногда делают разные арт-объекты из резины, но не на постоянной основе, со временем их убирают…
    А вот насчёт счастья, которое не за горами, не понял смысла вообще… Что в этом такого примечательного… Может быть когда эта надпись создавалась был рядом какой-то антураж, но теперь не смотрится…

    • Снег на ветках и уже распустившихся листьях — действительно, необычно. Мне такое сфотографировать удалось впервые )

      По поводу «Счастья»: этот арт-объект в сети довольно популярен, по запросу «Пермь Счастье не за горами фото» много очень красивых и необычных картинок можно увидеть, это у меня фотографии слишком прозаичными получились, плюс оборотную сторону «Счастья» показал. Изначально надпись была установлена напротив музея современных искусств, размещавшемся ранее в речном вокзале (который сейчас на реконструкции), музей съехал, а надпись осталась… Кстати, случайно вспомнил, что и странные столбы, о которых ты спрашивал, тоже перед этим музеем находились пять лет назад.

      • Александр Каратаев

        А кстати о паровозах… Я ведь ещё застал времена, когда они использовались по назначению… Тягали пассажирские составы и т.д… Помню всегда радовались, если вагоны цепляли к тепловозу, потому, что тогда дыма не было…

        • Надо же… долгий у них век получился. Сейчас на многих ж/д станциях такие вот паровозы можно увидеть (как и танки с самолетами на постаментах) — в Воронеже, по-моему, тоже паровоз стоит, если не ошибаюсь.

    • Валентина

      Обычно туристы заканчивают фразу «счастье на за горами» словами: «оно в горах».

  3. Валентина

    Константин, у вас в Воронеже уже такие большие листья на деревьях. У нас пока только на вербах почки надулись.
    Я про речной вокзал не поняла. Что сейчас в Перми нет вообще речного вокзала? А как же круизы по Каме из Перми? Их уже нет?

    • Да у нас уже все зелено. До заморозков абрикосы цвести собирались. Зацветут ли теперь, не понятно.

      Валентина, это я сам запутался. Поправлю в заметке. Еще раз заглянул на сайт речного вокзала — круизы из Перми есть, но где сейчас продают билеты — не совсем понятно… Старый речной вокзал на реконструкции.

  4. Сергей Петров

    Константин, доброго тебе утра!

    С удовольствием отмечаю, что ты превращаешься потихоньку в цифрового кочевника и транслируешь репортажи практически отовсюду, где бываешь.

    А с удовлетвореним я это отмечаю потому, что у тебя действительно получается рассказывать обо всем интересно и ярко!

    • Сергей, добрый день! Эти заметки — скорее для того, чтобы поездка отложилась в памяти. Перспективных тем для статей «под ключи» хватает, уже набрался список на лист, но на заданные темы что-то сейчас не пишется… А вот, как ты говоришь, репортажи не напрягают, хоть и приходится с фотографиями повозиться не один час. Насчет «интересно» — ну, на мой субъективный взгляд, мне до этого далеко — все еще тренируюсь )

      Кстати, по пути в Пермь (и обратно) мы Ижевск проезжали. Но туда — уже ближе к ночи, а обратно — ночью или совсем ранним утром. Выходили на площадь перед ж/д вокзалом, вокзал у вас красивый, вот только сфотографировать его не удалось — было уже очень темно.

      • Сергей Петров

        Да, вокзал у нас правда красивый, но вот разгуляться внутри вообще негде. Как говорится, иллюзия перспективы)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *