Главная / БЛОГ / Обзоры / Кино / «Паразиты» («Parasite») (2019)

«Паразиты» («Parasite») (2019)

Если ориентироваться на просмотренные нами в «карантинный» 2020 год фильмы, среди них будут преобладать картины российского производства (о которых я, наверное, еще найду силы и время написать) и азиатское кино (Китай, Южная Корея, Индия). Несмотря на то, что дорамы мы с удовольствием смотрим уже не первый год, корейские полнометражки лично для меня стали открытием года — причем, открытием приятным. В первую очередь, потому, что не настолько оторваны от реальности и, в отличии от дорам, намного более динамичные и захватывающие. Со своим колоритом, конечно, но ведь именно это и притягивает.

Кадр из фильма "Паразиты", реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019 г.

Сегодня хочу рассказать о просмотренном совсем недавно фильме. Это «Паразиты» 2019 года режиссера Пон Джун-хо — лента с высоким (8,6) рейтингом IMDb и множеством положительных отзывов от критиков всех мастей, стремительно влетевшая в ТОП-250 фильмов всех времен и народов от Кинопоиска, обосновавшись на почетном 138-м месте. Уже то, что фильм номинировался на «Оскар», «Золотой глобус» и «Золотую пальмовую ветвь», а также стал их лауреатом — как минимум, делает его достойным на внесение в список для ознакомления. И еще, «Паразиты» — самый кассовый на данный момент южнокорейский фильм в истории мирового кинопроката.

Думаю, о наградах и кассовых сборах больше говорить нет смысла, достаточно сказанного выше. Расскажу о том, что удалось увидеть — в кадре и между кадрами, по возможности, не пересказывая подробности сюжета.

Кадр из фильма "Паразиты", реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019 г.

Прежде всего, фильм «Паразиты» правдив. Ибо без ужимок и недоговорок показывает два мира — параллельных и одновременно соприкасающихся, являющихся частями одного целого, но при этом всегда находящихся в процессе непримиримой борьбы. Такая вот странность, которая не является противоречием в капиталистическом обществе. Мир максимального комфорта и мир бесконечной нужды, мир роскоши в красивом особняке с видеонаблюдением за высоким металлическим забором и мир нищеты в заливаемом мочой пьяных прохожих и потоками ливня подвале. Такова суть капитализма. Богатство и бедность даже пахнут по разному — на этом не раз акцентирует внимание режиссер.

Кадр из фильма "Паразиты", реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019 г.

«Паразиты» — фильм об устоях общества, давно и вполне отчетливо разделенного на неравные части. О стремлении к лучшей жизни одних, и о границах, установленных им другими. Но не о классовой борьбе, хотя конфликты и кровопролитие тоже показаны. Здесь нет никого, кто открыто или тайно противостоит существующему порядку или призывает к этому людские массы — нет Владимира Ульянова и Че Гевары, нет Дубровского, Робина Гуда или Зорро. Есть лишь простая история о семье безработных, живущих в подвале и волею случая получивших временную возможность обслуживать семью, живущую в богатом особняке. Возможность, за которую необходимо бороться всеми доступными способами, с тщательно продуманными интригами и членовредительством конкурентов.

Кадр из фильма "Паразиты", реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019 г.

Вывод о том, кого в показанной истории следует отнести в разряд паразитов — нищих, попытавшихся присосаться к семье наивных и доверчивых людей, или равнодушных (и, увы, разучившихся плакать) богачей, которые воротят нос от тех, кто учит и лечит их детей, кормит их семью и ведет их хозяйство, возит в дорогих авто — этот вывод зрителю придется делать самостоятельно.

О чем фильм «Паразиты», на мой взгляд? О паразитах вокруг нас, которые бессовестно, но при этом с глубоким чувством правоты и собственного достоинства, сотнями способов отнимают у нас деньги на пару фанфуриков спиртосодержащего лосьона из ближайшей аптеки или на роскошную жизнь с яхтами, куршавелями и золотыми ваннами, наполненными нефтью. О простых смертных, которые вроде не дебилы и могли бы жить могли бы честно работать, но предпочитают паразитический образ жизни, находя сотни предлогов и оправданий для своего привычного и комфортного сидения на чужой шее, искренне считая, что все вокруг им должны. О том, что, возможно, подобный образ жизни является основным для человечества, привыкшего паразитировать не только на представителях собственного вида (причем, с их согласия), но и высасывать все доступные ресурсы из собственной планеты (Грета, ату их!).

Кадр из фильма "Паразиты", реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019 г.

Фильм «Паразиты» — метафоричный и многослойный. Это не чернуха, нарочито гипертрофирующая все неприглядные изъяны социума и тем отталкивающая зрителя, способного думать и делать выводы. Скорее, кино, легко вписывающееся в современные рамки «гламура и дискурса» — причем, без сопутствующего морализаторства, не навязывающее зрителю определенную заранее точку зрения.

Картина имеет маркер «18+», содержит намек на постельную сцену и сцены насильственной смерти, и отнесена прокатчиками в разряд: триллер, драма, комедия. Не уверен, можно ли причислить «Паразитов» к жанру комедийных фильмов. Наверное. В азиатском кино вообще легко уживаются драма, боевик, триллер, трэш и комедия — в разных, вероятно, заранее известных соотношениях. Или в этом и состоит секрет рецепта того коктейля, который готов употреблять современный зритель, воспитанный на фильмах Гая Ричи и Квентина Тарантино?

Кадр из фильма "Паразиты", реж. Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019 г.

Мне фильм понравился. Превосходная операторская работа, классный монтаж. Великолепная игра актеров, о которой забываешь, проваливаясь в сюжет. Не заезженная история (кстати, основанная на реальных событиях — судебном деле столетней давности). Немного мистики, немного абсурда — все как в жизни. Достаточная для погружения глубина. Есть над чем подумать после просмотра. Одним словом, рекомендую.

И буду рад увидеть здесь и ваши отзывы об этой картине. Впечатлил ли вас фильм, какие эмоции, ассоциации и мысли вызвал? Если не понравился, то почему?

Трейлер фильма «Паразиты» и видео-обзоры

В трейлере создателям фильма каким-то образом удалось не просто обойтись без спойлеров и эффектных сцен, но и совершенно запутать зрителя. Возможно, такую цель они и преследовали?

 

В довесок — целая подборка любопытных фактов о фильме:

 

И, наконец, технический разбор фильма «Паразиты» от Кинопоиска с объяснениями, «как и почему». Согласен, что свет, цвет и саундтрек важны в любой кинокартине, но подобные разборы, на мой взгляд: 1) интересны только специалистам узкого профиля; 2) предельно субъективны; 3) лишают кино магии.

Расскажите об этой статье в соцсетях:

8 комментариев

  1. Александр Каратаев

    Со словом «Паразиты» у меня возникает очень много ассоциаций. По сути, иногда складывается ощущение, что мы живём в паразитическом мире. Слишком много их… Во всех сферах… Во всех проявлениях…
    Фильм, конечно, не из той категории, которой лично я отдаю предпочтение, но представил ты его очень удачно. так, что посмотрю и потом отпишусь. Правда, пока я остался без компьютера, на какое-то время, но скоро его верну в рабочее состояние, я надеюсь, и посмотрю этот фильм.

    • Да, слово ёмкое…

      У меня тоже ноутбук периодически работать отказывается. Часть цифровых клавиш уже отказала, экран в нескольких местах засвечен. Наверное, придется искать замену.

      Буду рад, если поделишься впечатлениями о фильме. Подожду. Спешить некуда.

      • Александр Каратаев

        Ещё раз приветствую! Как и обещал, посмотрел фильм и делюсь впечатлениями. Как я и говорил в предыдущем своём комментарии — фильм не из тех, которым я отдаю предпочтение. Но посмотрев «Паразиты» я не пожалел об этом.

        Превосходная операторская работа, классный монтаж. Великолепная игра актеров, о которой забываешь, проваливаясь в сюжет.

        Да, так и есть на самом деле. Работа просто великолепная. Но вот от сюжета осталось двоякое впечатление. Соглашусь со многими интернет-аннотациями, тут показан срез современного общества. Но разве это для кого-то тайна?
        Поначалу даже проникся симпатией к главным героям, но вот то, как они устраняли своих, так называемых, конкурентов… Хотя, возможно, это тоже жизнь. Или, правильней сказать, выживание… Ну и бойня которой всё закончилось, вполне закономерна.
        Другими словами, морального наслаждения от фильма я не получил. Но фильм интересный, в сюжет действительно погружаешься и смотришь на одном дыхании. Насчёт «Оскара» не знаю… Обмельчало как-то всё, что-ли? Хотя, на фоне всей остальной современной кинематографии, может быть это один из самых достойных фильмов.
        Кстати, пришла в голову мысль, что, например, французы из этого сюжета сделали-бы комедию, что-то наподобие «Игрушки» или «Папаши». С другой, понятное дело, концовкой.

  2. Я видела этот фильм. Производит необычное впечатление. Не скажу, что не понравился, скорее, понравился, но он вызывает противоречивые чувства. И много мыслей. Там не все однозначно!

    • Необычное — это верно. Мы фильмов достаточно много смотрим, но на отзыв меня не часто в последнее время «пробивает». Этот фильм оказался исключением.

  3. Людмила

    А я умудрилась за этот год не посмотреть ни одного достойного фильма. Вообще. И нет желания. Так круто изменилась моя жизнь, что чужие судьбы не волнуют. Попыталась посмотреть по ТВ сериал Тобол, на первой серии все и закончилось)). Не смогла.
    Вот так… пока так. Надеюсь войти в прежнюю колею.. когда-нибудь)).
    Спасибо за обзор.

    • Фильмы никуда не денутся. Можно и без них какое-то время обойтись. По ТВ у нас младшенькая главная, пульт у нее под контролем, поэтому по вечерам у нас фоном — мультики. Даже новости не смотрим, чтобы лишний раз не расстраиваться.

  4. Валентина

    Соглашусь с Александром, что «складывается ощущение, что мы живём в паразитическом мире». Фильмы сейчас редко смотрю, но меня заинтересовал ролик, где рассказывается, какие приёмы использовались в фильме, чтобы показать контраст, захотелось посмотреть фильм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *