Главная / БЛОГ / Обзоры / Кино / «Превосходство» («Transcendence») (2014)

«Превосходство» («Transcendence») (2014)

prevoshodstvo-transcendence-2014

Давно не попадались мне фильмы, заставляющие задумываться. И вот на днях это произошло ) Картина Уолли Пфистера «Превосходство» («Transcendence») — одна из немногих, поднимающих вопросы, которые в любой момент нашего настоящего могут внезапно оказаться первоочередными и суперактуальными.

Мы живем в век высоких технологий, век невероятного ускорения. И не все изменения в окружающей среде (да и в нас самих), обратимы. И эти изменения в большинстве случаев инициированы человеком, который, подходя к очередному порогу, не всегда готов его переступить.

Внешне фильм «Превосходство» — о создании искусственного интеллекта и безграничных возможностях человеческого. Спецэффектов в нем мало, это не «Терминатор» и не «Матрица», но в них недостатка не испытываешь. Личные ощущения от просмотра чем-то напомнили «послевкусие» от просмотра «Начала». Покопавшись в сети, обнаружил, что режиссер «Превосходства» Уолли Пфистер работал с Ноланом над «Началом» — в качестве оператора, а «Превосходство» — его режиссерский дебют.

Внутренняя составляющая фильма – шаблоны человеческого ситуационного поведения, наблюдая за которыми испытываешь разочарование и печаль одновременно. Все наши конфликты с собой и окружающим миром почти всегда находятся на поверхности. Но ведь человек – существо иррациональное и изворотливое, способное из абстракций собственного ума создавать иллюзию истины, а затем – всем своим существом верить в нее.

Запрограммированные ли мы машины или обладаем самосознанием, и что является тому доказательством? Способны ли мы к отказу от собственных страхов и тотальной открытости всему, что с нами происходит? Способны ли сделать правильный выбор в пользу всего человечества, а не отдельных личностей и группировок, пытающихся контролировать доступ к ресурсам?

Я, к счастью, не увидел в фильме того, о чем прочел в его описании на одном популярном киносайте, а именно – очередного монстра из комиксов с неконтролируемой жаждой власти. Зато увидел вот что.

Человечество в основной своей массе боится перемен, любых изменений в привычной картине мира. Дело ли просто в инертности мышления, культивируемой в нас обществом потребления, обществом олигархической собственности, или в своеобразной защите от попыток навредить себе и всему окружающему, встроенной гораздо глубже, на генетическом уровне – сложно сказать. Но результат очевиден. Моментальные изменения всегда и однозначно трактуются как покушение на существующий порядок и воспринимаются как злейшее из зол. То, что непонятно и пугает — подлежит уничтожению!

Другая сторона этой «медали» на груди человечества – боязнь потери контроля над собой (потери индивидуальности, за которую так неуклюже цепляется человек) и над ситуацией. Отсюда растут запреты на доступ ко многим, безобидным по своей сути, средствам (инструментам) быстрого изменения сознания (прощай, Salvia Divinorum), часто способным изменить мир к лучшему, причем – к лучшему для всех сразу.

За аналогиями, к сожалению, далеко ходить не надо. Возможно, это присуще политике любого государства – в той или иной мере. Но наиболее грубо это проявляется в политике США – как во внешней, так и во внутренней – со всеми перекосами, деформациями и лживой двойной моралью. Характерный тип реакций на происходящее внутри страны и во внешнем мире продиктован именно боязнью обосраться. Не разобравшись, стрелять. А после делать вид, что ничего не произошло. Затем использовать отдельных людей, группы и целые государства в качестве козлов отпущения за собственные ошибки. Все это очень хорошо прописано в сюжете «Превосходства».

Наши такого уровня фильмы не снимают. И дело даже не в бюджете. Потенциал к такому кино, теоретически есть у Бекмамбетова, но и он пока ограничивается развлекательными лентами, не обремененными глубоким смыслом. Объяснение этому тоже лежит на поверхности. Это на Западе способны вложить в создание картины 100 млн долларов, чтобы снять нечто не совсем стандартное, вложиться в идею – как это произошло с «Превосходством». Наше же кино просто малоконкурентно на мировом рынке, и любые вложения не в попсу и попкорн – весьма рискованны.

Чем еще понравилось «Превосходство»? Открытой концовкой, по аналогии с «Началом», когда зрителю предоставляется возможность собственного варианта развития событий. Хорошим актерским составом, даже актеры второго плана легко узнаваемы. Пол Беттани, Ребекка Холл, Киллиан Мерфи, Морган Фриман и Джонни Депп – все на своем месте, все настоящие. Даже Депп, давно и основательно увязший в череде однотипных образов экстравагантных придурков, удивил, сыграв здесь более-менее живого человека. Но Деппа, если не считать лица на экране монитора, в фильме мало.

Да, и напоследок… Фильм драматичен, но без соплей и слезоточивых сцен. Главным героям сопереживаешь, несмотря на всю типичную (человеческую) иррациональность их поступков. А еще этот фильм о том, какой может быть безусловная любовь – к конкретному человеку, к людям вообще, к нашей планете. И хотя на этом не акцентируется внимание, возможно, эта линия одна из основных в замысле режиссера. Фильм однозначно – для пересмотра и размышлений.

Кадры из фильма «Превосходство» («Transcendence») (2014):

 

Расскажите об этой статье в соцсетях:

5 комментариев

  1. Фильм сильный, впечатлил. Мне показалось, что фильм о выборе человека, о том, что не всегда выбор правильный и продиктован лучшими побуждениями. Есть аналогии с Началом, и с первой частью Матрицы.

  2. Очень странное кино. Для неподготовленного человека вряд ли будет понятным. Отсюда и его провал в прокате. У нас он, если не ошибаюсь, тоже особенного ажиотажа не вызвал.

  3. Фильм супер! Чем-то по настроению, масштабу и проблематике ассоциируется с «Господином Никто», надо будет пересмотреть, кстати.

  4. Да уж, картина странная. Хотя актеры все хорошие, вроде даже и Депп вписался. Только Фриман в последнее время напрягать стал, такое впечатление, словно мистику без него уже совсем не снимают. Кстати, рекомендую посмотреть бессоновскую «Люси», на эту же тему фильм, не слабее «Превосходства» будет.

    • Сейчас таких фильмов по нескольку штук в год выходит. Но как-то не дотягивают они до массового зрителя. Та же Люси даже пожостче, не детский фильм совсем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *