Главная / БЛОГ / Путешествия / Анапа / Из Анапы в Большой Утриш

Из Анапы в Большой Утриш

Мне, как и многим туристам, нравится посещать новые места и получать новые впечатления, заряжаясь положительными эмоциями на долгие месяцы вперед. Уезжая в очередной отпуск, как правило, я имею на руках (точнее, в планшете ребенка) карту места назначения и список достопримечательностей и интересных мест поблизости. Можно, разумеется, не напрягаться в этом отношении и элементарно воспользоваться предложениями местных туроператоров и их стандартными наборами годами сложившихся маршрутов.

Собираясь на отдых в Анапу в июне 2014-го, мы уже знали, что вблизи Анапы достопримечательностей таких, как в том же Лазаревском, нам не увидеть. Ближайшие более-менее интересные места этого региона находятся недалеко от Геленджика (это около полутора-двух часов в одну сторону), а уж ехать из Анапы в Абхазию или в Крым (4800 р. или 6300 р. соответственно, привожу цены туроператоров) – полный абсурд, по моему скромному мнению. Но, несмотря на кратковременность нашего пребывания в Анапе пару экскурсий мы все-таки купили – на завод шампанских вин Абрау-Дюрсо вблизи Новороссийска и к грязевому вулкану Тиздар, что на Азовском море. Душа же требовала самостоятельных вылазок на природу – без временных лимитов и десятков таких же, как и мы, туристов рядом.

Это было, так сказать, лирическое отступление. На то, что из Анапы мы куда-то выберемся самостоятельно, в этот раз я особо не рассчитывал. Все получилось почти спонтанно, тем приятнее оказался сюрприз. В предпоследний, выдавшийся пасмурным и ветреным, день нашего пребывания в Анапе, идти на Центральный пляж не хотелось. Поэтому подошли к остановке на пересечении улиц Красноармейской и Крымской, находившейся на пути нашего ежедневного маршрута, и пообщались с местным населением в виде пожилой женщины, сидевшей на скамейке. Женщина охотно вспомнила собственную молодость, свои пешие походы по Утришу и сообщила нам номер автобуса, на который следовало сесть. Тут же, на остановке, нашлось расписание движения автобусов и карта с их маршрутами. Вобщем, так как мы уже слышали о можжевеловом заповеднике в тех краях, решили съездить в поселок Большой Утриш, Анапа никуда не денется.

Примерно через 10-15 минут ожидания подошел и наш транспорт. Номер автобуса из Анапы в Большой Утриш 109 – привожу на тот случай, если кому-то из отдыхающих в Анапе понадобится. Следует через весь город, по улицам Крымской и Ленина, через пос. Сукко, Б.Утриш – конечная остановка. И, раз уж мы посетили Большой Утриш, отзывы о поездке за мной.

Стоимость проезда – 49 рублей с человека, итого 147 р. в одну сторону. Деньги при входе собирал молодой кавказец. К тому моменту, как автобус выехал из Анапы, пассажиров стало ощутимо меньше, появились «сидячие» места, которые мы благополучно и заняли. Всю дорогу до конечной, минут сорок, разглядывали виды из окна – виноградники, море, холмы, поселки. На конечной подошли к водителю и спросили, как пройти в Утришский заповедник, на что тот бесхитростно сообщил нам, что «тут везде заповедник». Пришлось полагаться на собственную интуицию в выборе дальнейшего маршрута.

anapa-bolshoj-utrish-01

Большой Утриш – это частный сектор и гостевые дома, как и в других отечественных поселках на черноморском юге. Ценой проживания здесь мы не интересовались, т.к. цены везде примерно одинаковые в это время 300-500 р. с человека в сутки. Зачем останавливаются люди в такой глухомани на все время отпуска – для меня до сих пор загадка. Но есть подозрение, что многих влекут в Большой Утриш горный воздух и нудистские пляжи )))

anapa-bolshoj-utrish-02

Утром в Утрише, а приехали мы туда в одиннадцатом часу, было все еще пасмурно и прохладно. Поглазели по сторонам, сделали несколько снимков и отправились вниз. Пляж в Большом Утрише оказался галечным, а галька – довольно крупной. На пляже пустынно и желающих принимать водные процедуры совсем мало – в море болтались один или два отважных человека. Побродив по пляжу, пошли обратно, наверх – к остановке. В этот момент я ощутил вполне конкретное разочарование от свершившейся-таки затеи выбраться сюда.

anapa-bolshoj-utrish-03

Вернувшись к конечной остановке автобусов, увидели еще две «дороги». Путь прямо и вниз преграждал опущенный шлагбаум с предупреждением о том, что проезд и проход запрещен. Как выяснилось, это дорога вела к дельфинарию. Если не ошибаюсь, Анапский дельфинарий в Большом Утрише – единственный естественный дельфинарий на отечественном черноморском побережье. Мы же выбрали другую тропку – направо от остановки, вверх к частным домам.

anapa-bolshoj-utrish-04

По пути нам встретилась самостоятельно путешествующая женщина в возрасте, с которой у нас состоялся примерно такой диалог:
— Извините, вы направляетесь куда глаза глядят?
— Да.
— Лучше бы они у вас в ту сторону не глядели. Я там только что была. Заброшенные, разрушенные дома, смотреть страшно.
— Мы можжевеловый заповедник ищем.
— Я тоже искала. Водитель мне сказал, что заповедник здесь везде.
Мы посмеялись и разошлись, без особых надежд с обеих сторон найти в Большом Утрише заповедник.

anapa-bolshoj-utrish-05

Впрочем, наша настойчивость в поисках себя оправдала. За «разрушенными» домами росли небольшие вечнозеленые деревья. Сделав у одного из этих заброшенных зданий небольшой привал и посмотрев с высокого берега на море и дельфинарий, пошли дальше – в густеющий на глазах лесок. По пути нам то и дело попадались стихийные стоянки дикарей, приехавших в Утриш на собственном автомобиле — такие палаточные поселения из эпохи советского кинематографа. Хотя, автомобили большей частью были современные, иномарки.

anapa-bolshoj-utrish-06

После некоторого плутания между непонятных деревьев, которые в итоге были признаны нами за можжевельник, мы спустились вниз, к площадке с отъезжавшими экскурсионными автобусами. Сфотографировав камни и странные плоды южной акации, нашли ступеньки, ведущие наверх.

anapa-bolshoj-utrish-07

Здесь же оказался плакат, гласивший, что без специального разрешения находиться на территории заповедника запрещено. Но, судя по тому, с каким равнодушием проходили мимо предупреждения немногочисленные в этих местах люди, его или просто когда-то забыли убрать или, наоборот, оставили здесь нарочно – чтобы приглядывал за можжевельником вместо лесника.

anapa-bolshoj-utrish-08

Значительная часть нашего пути проходила по краю высокого скалистого берега, местами – в опасной близости к обрыву. Но это путешествие того стоило. Воздух в можжевеловом заповеднике оказался пропитанным приятным хвойным ароматом. Аналогов мне моя память не предложила, как я ее не напрягал )) Кроме чистого «горного» воздуха Большой Утриш может предложить прекрасные природные пейзажи. Не нужно быть утонченным эстетом или художником в душе, чтобы понять красоту этих мест, здесь все доступно для понимания: море, горы, деревья.

anapa-bolshoj-utrish-09

Бродили мы по разным тропкам Утришского заповедника несколько часов. Несколько раз повстречали таких же, как и мы, путешественников – попадались даже бабушки с детьми. К середине дня небо над нами очистилось, последние облака растаяли, и стало совсем жарко. Да и время пролетело незаметно. Уходить отсюда не хотелось совершенно. Кстати, нудистский пляж в Большом Утрише мы все-таки нашли, уже на обратном пути. Наш ребенок весьма некстати разглядел на пустынном берегу внизу одинокого голого деда.

anapa-bolshoj-utrish-10

Чуть позже, найдя более-менее удобное место, где берег был не таким высоким и крутым, мы и сами спустились на пляж, но не к нудистам, а к людям традиционной ориентации. Впрочем, пляж в Большом Утрише нас совсем не впечатлил – весь берег здесь усыпан крупной галькой и камнями, по которым даже здоровому человеку передвигаться затруднительно. Все дно, во всяком случае, метров 15-20 от берега, также покрыто валунами, весьма коварными порой. Нас это не остановило, однако. Но одного двадцатиминутного заплыва мне оказалось достаточно, на одной ноге ныл от сильного ушиба палец, на другой – пятка.

anapa-bolshoj-utrish-12

Путь обратно получился значительно короче. К остановке мы возвращались уже по другой тропе, но в итоге вышли к тем же заброшенным и разрушенным домам, а затем и к частному сектору. Тот же водитель, что привез сюда, остановился и подобрал нас, отъезжая от конечной. По пути через открытое окно автобуса удалось сделать еще несколько кадров.

anapa-bolshoj-utrish-11

Без фотоаппарата поехать в Большой Утриш тоже можно, но лучше все-таки, если он окажется при вас. Такие пейзажи необходимо фиксировать не только в зыбкой и подверженной разрушению, человеческой памяти, но и на других носителях – хотя бы для того, чтобы собственную память впоследствии периодически освежать )) У нас с собой было в этот день два фотоаппарата, флэшки на которых оказались забитыми под завязку, а у моего Кэнона к тому же сел аккумулятор, так много мы снимали. Чтобы не быть голословным, выкладываю ниже еще несколько наиболее интересных, на мой взгляд, снимков.

Большой Утриш, фото:

anapa-bolshoj-utrish-13

anapa-bolshoj-utrish-14

anapa-bolshoj-utrish-15

anapa-bolshoj-utrish-17

anapa-bolshoj-utrish-18

anapa-bolshoj-utrish-19

anapa-bolshoj-utrish-20

Расскажите об этой статье в соцсетях:

10 комментариев

1. Вероника

Все чаще ловлю себя на мысли, что приморские города очень похожи. Вот и тут фотографии напомнили мне крымские пейзажи.

2. Андрей Николаевич

Отлично иллюстрированная заметка. Утриш — одно из моих любимых мест. Жаль, в последние годы выбраться туда никак не удается. Хоть на фото посмотрел, порадовался.

3. Классные фото. Не скажешь, что подобные пейзажи есть на нашем черноморском юге. В Анапе бывал не раз, но до Утриша добраться не доводилось. Надо будет этот просчет исправить.

4. Анапа частный сектор

Интересная статья

5. Боже, какие виды! И никакой Европы не надо, у нас мест, от которых дух захватывает, своих достаточно. Наш Черноморский юг, Крымнаш опять же, как писали выше. Отдыхать нужно на родине, чтобы лучше узнавать ее и больше ценить.

6. Тоже ездили в Большой Утриш из Анапы на городском автобусе. И все в Утрише хорошо — кроме галечного пляжа.

7. Галина Шефер

Мне Утриш тоже очень понравился. Живописный маленький рай!

8. Галина Шефер

Константин, ссылки во втором абзаце (3 штуки) все битые. Хотела взглянуть, ведь была в этих местах, а ошибку 404 выдаёт. Проверьте, пожалуйста, что не так!

• Спасибо, Галина! Это еще одна издержка слияния блогов — необходимость править внутренние ссылки в статьях — иначе будет то, что Вы застали ) Пока проверил и поставил редирект, все ссылки снова работают.

P.S.: Большую часть работ на блоге провожу далеко заполночь, с наполовину отключенным мозгом, поэтому недосмотрел ))