Главная / БЛОГ / Путешествия / Пермь / Воронеж-Пермь-Воронеж: испытание поездом

Воронеж-Пермь-Воронеж: испытание поездом

Вот и завершилось наше девятидневное путешествие по маршруту Воронеж-Пермь-Воронеж — более 4000 км и, без малого, четверо суток в пути по российским железным дорогам.

Неделя сборов в дорогу, еще неделя — на восстановление сил после возвращения. Поездка на Урал — это не отпуск на Черноморском побережье, которого так не хватает. Но и цели у нас были другие: ехали на 90-летний юбилей бабушки и Большой Сбор родственников — детей, внуков, правнуков. Из Тюменской области приехали 4 семьи с детьми от 5 месяцев до 18 лет, плюс 2 семьи из Перми, плюс мы. Если бы приехали все — собралось бы больше тридцати человек, а так получилось всего два с половиной десятка ))

Сибирская родня тоже добиралась в Пермь по железной дороге, занимая в плацкартном вагоне несколько купе подряд — судя по отзывам, было не скучно. Мы на столь дальние расстояния не катались давно, а младшая доча — вообще никогда, поэтому по свежей памяти вкратце решил набросать в блог впечатления от поездки в плацкарте (двое суток — туда, двое суток — обратно).

Воронеж-Пермь-Воронеж: поезд Новороссийск-Пермь

Общие впечатления

Первое, что думаешь, заходя в плацкарт РЖД: на железной дороге ничего не меняется десятилетиями. Отчасти так и есть: внутренний вид и оборудование вагонов словно застыли во времени. Минимум комфорта и максимум неудобств для многих, кто не вписывается в установленные ГОСТом габариты стандартного человека.

Основные неудобства для людей с ростом выше среднего заключаются в размерах полок, а также расстоянием между нижней и верхней полками, и вытекающей из этих ограничений невозможности вытянуться во весь рост не только в горизонтальном положении, но и просто полностью распрямить позвоночник, сидя на нижней полке. Если человек ростом 190 см вынужден несколько суток ехать в «полусложенном» состоянии, что говорить о тех, кто еще выше? Но этот пункт касается любого общественного транспорта, мало приспособленного для перевозки людей. Пассажирские «Газели» и «ПАЗы» на городских автобусных маршрутах — это вообще издевательство.

Воронеж-Пермь-Воронеж: плацкартный вагон

Вагоны — более или менее новые, со стеклопакетами в алюминиевых профилях, но от окон поддувает так же, как и в вагонах с деревянными рамами, особенно это заметно на нижних полках, где обычно размещаются родители с детьми. Летом этот момент, скорее всего, остался бы без внимания. Пытались зашторить окно опускающейся по направляющим плотной шторкой, но, увы — механизм фиксации шторки в нашем купе был сломан. отгородили маму с дочей от потока холодного воздуха простыней, подоткнутой под матрас на верхней полке.

И еще одно наблюдение, связанное с оконными шторками. Похоже, РЖД решило отказаться от х/б занавесок на окнах — в нашем поезде они отсутствовали во всех вагонах и по дороге туда, и по дороге обратно. С ними было уютней.

Биотуалет, как оказалось — все еще не норма на железной дороге. Для тех, кто не знает, зачем нужен биотуалет, поясню. В вагонах с обычным (допотопным, неудобным, страшным — можете добавить собственные эпитеты при желании) туалетом, доступ к нему блокируется проводником за полчаса до крупной станции и еще полчаса — после. Обычный (не скорый) поезд дальнего следования на своем пути делает множество продолжительных остановок от 15 минут до часа и более. Соответственно, получасовая остановка на станции — это закрытый на полтора часа туалет. Список станций, перед которыми и после которых закрывают туалет, занимал в нашем случае целый лист формата А4.

Из положительного: кипяток в титане был всегда — подходи и набирай. Для тех, кто не привык питаться в вагоне-ресторане, возможность в любое время дня и ночи, не беспокоя проводника, заварить чай, кофе, кашку, пюре или лапшу — уже огромный плюс. Но это — не результат внедрения современных технологий, титаны присутствуют в поездах со времен царя Гороха. Скорее, удивляет то, что сейчас, в эпоху капитализма, когда платить нужно за все и на каждом шагу, кипяток из титана бесплатен для всех без исключения пассажиров.

Проводники нам достались доброжелательные и предупредительные. Один периодически протирал пол и все поручни. Другой каждые два-три часа интересовался не жарко/холодно ли нам, но при этом то так нещадно топил в вагоне, что приходилось снимать даже майку, то забывал выключить кондиционер, и народ начинал облачаться в верхнюю одежду и доставать с верхних полок шерстяные одеяла.

Добавлю, что в поездах дальнего следования реально не хватает душевых. Муж двоюродной сестры делился обонятельными впечатлениями от поезда «Владивосток-Москва» («Россия»), в который он зашел на пятый день пути с момента отправления состава из Владивостока… Но душевая кабина в плацкартном или купейном вагоне обычного поезда — это уже из области фантазий. Поэтому те, кто привык мыться ежедневно, идут на различные ухищрения — ведь, при большом желании, в туалете плацкартного вагона можно и побриться, и помыть голову над мойкой, и обтереть тело мокрым полотенцем. По любому лучше, чем ехать несколько суток немытым.

Из того, что еще утомляет в поезде, можно отметить частое и шумное «обновление» актуальной версии соседей (у нас соседи по купе менялись трижды за двое суток), а также полное включение освещения по нескольку раз за ночь. Если на нижней полке с последним пунктом как-то еще можно бороться тем же занавешиванием полки простыней и одеялом, то на верхней от света никуда не спрячешься.

Особенности поездки с ребенком

Воронеж-Пермь-Воронеж: в поезде с ребенком

Если с вами едет ребенок, можете забыть про личное время и не надейтесь по-тюленьи отлежаться на полке под стук колес в мерно покачивающемся вагоне.

Когда ребенок достаточно велик для того, чтобы самостоятельно занимать себя в дороге (книжкой, игрушкой в телефоне, общением с попутчиками и т.д.), это просто здорово. Детям младшего возраста без неусыпного пристального внимания родителей не обойтись.

Нас выручали любимые дочины мультфильмы «Малышарики», все серии которых мы взяли с собой в планшете. К планшету также брали автономное зарядное устройство — небольшой и легкий внешний аккумулятор, отвязавший нас на все время пути от розетки у титана.

Воронеж-Пермь-Воронеж: в поезде с ребенком

Мультфильмы в планшете — это пара часов в сутки спокойного сидения на попе, без баловства и крика. Еще часа полтора-два в день — это прогулки на станциях, два часа — на дневной сон, час — на все приемы пищи, полчаса — на рисование и т.д. Так незаметно и проходит день в поезде с ребенком. А там уже и к ночному сну пора готовиться )

Маленький ребенок в поезде — это:

  • смеси и кашки, которых необходим достаточный запас
  • подгузники, которые желательно регулярно менять
  • соски, которые то и дело норовят упасть на пол вагона
  • горшок, который несколько раз в сутки надо выносить
  • необязательные, но возможные, капризы

Новая непривычная обстановка для ребенка и множество незнакомых людей вокруг в течение долгого времени — это дополнительные источники стресса. У нас без капризов не обошлось, но, в целом, оба отрезка пути (туда и обратно) мы преодолели достаточно стойко.

Занятия в дороге

Часть пути помогает скрасить рассматривание меняющихся в окне пейзажей. Можно даже попытаться запечатлеть некоторые из них на свой смартфон или фотоаппарат. Нам повезло, практически все время в дороге (туда и обратно) нас сопровождала ясная погода.

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Чем дальше на север — тем больше снега (и наоборот). Если всматриваться в снег, проплывающий вдоль железнодорожного полотна, видишь множество следов крупных и мелких зверей, проложенных прямыми линиями и петляющих между деревьями. На фото из окна поезда таких подробностей, разумеется, не разглядеть.

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Иногда попадаются как небольшие деревеньки, живые и с отдельными заброшенными домами без окон и дверей, так и совсем одинокие избушки, стоящие среди леса.

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

Из окна поезда: меняющиеся пейзажи

На станциях с продолжительными стоянками, где иногда прицепляли/отцепляли вагоны и меняли тепловоз, мы выходили размять ноги и подышать свежим воздухом. Полчаса на перроне — это полчаса не в поезде, что само по себе уже хорошо.

Воронеж-Пермь-Воронеж: прогулки по перронам

Если стоянка была на первой платформе, заходили в вокзалы, выходили ненадолго в город. В каждом вокзале на входе и выходе установлены рамки металлоискателей. Даже в тех вокзалах, которые можно обойти с любой стороны и сразу попасть в город, не заходя в вокзал. Абсурд.

Несколько фотографий сделал и во время прогулок по платформам.

Вокзал в Поворино (Воронежская область):

Воронеж-Пермь-Воронеж: прогулки по перронам

Скульптурная композиция на перроне в Канаше (Чувашия):

Воронеж-Пермь-Воронеж: прогулки по перронам

Казань приняла нас на одной из дальних платформ (13-й и 14-й пути):

Воронеж-Пермь-Воронеж: прогулки по перронам

По сути, интересного в дороге не так уж и много — приходится довольствоваться тем, что есть. Днем по перронам ходят торговцы едой и сувенирами, с ними можно пообщаться — но ровно до тех пор, пока они не поймут, что тебе их товар не нужен.

Еще одно традиционное занятие в поезде — чтение. Супруга брала в дорогу бумажную книгу, я в свободное от ребенка время читал с телефона и слушал музыку. Планшеты и ноутбуки — сейчас тоже не редкость в поезде, некоторые пассажиры сокращали свой долгий путь с их помощью.

Чем еще можно занять время, если глазеть в окно нет желания, а выходить из вагона на станциях лень?.. Правильно. Этим и занимаются не только отдельные пассажиры, но и часть персонала поезда. Распивать спиртные напитки в вагонах категорически запрещено, об этом известно всем. Но реальность всегда слегка отличается от того, что написано в инструкции к ней. Добавлю лишь, что было забавно наблюдать за людьми, которые знакомятся в поезде, вместе пьют весь день и вечер, красиво врут друг другу и друг перед другом откровенничают, а утром следующего дня молчат и чувствуют себя неловко.

Резюме

В целом, несколько дней в пути в плацкарте — не такое уж и суровое испытание. Все тяготы и неудобства — вполне переносимы и попросту меркнут в свете того, что на сегодняшний день поезд — самый безопасный и дешевый вид транспорта.

Всем удачи! Буду рад комментариям с личными впечатлениями от длительных поездок по железной дороге. Как далеко вам приходилось ездить поездом, как давно это было, что запомнилось? Как по-вашему, комфортней ли стали поездки по ж/д сегодня в сравнении с недавним/давним прошлым?

Расскажите об этой статье в соцсетях:

19 комментариев

  1. Валентина

    Константин, великолепный отчёт о поездке в поезде. Да, наши обычные поезда с советских времён нисколько не изменились. В современных скоростных поездах не ездила, как там внутри с комфортом не знаю. По моему единственное новшество в поездах это ремни безопасности на вторых полках или специальный откидной барьер. Да, сейчас вообще-то в поездах и редко езжу. До Екатеринбурга от нас сейчас дешевле автобусом ездить. А там дальше смотря по расстоянию или самолёт или автобус междугородний.
    А вот в советское время поездом ездила и на близкие (до Свердловска-Екатеринбурга) и на дальние расстояния: например в Прибалтику, на Украину, в Молдавию и, кстати, в Воронеж всё с пересадкой в Москве. А впечатления такие же, как ты описываешь. Запомнилось, как ехали из Воронежа до Москвы в 2001 г. Полный поезд беженцев был, не помню откуда поезд, видимо с Кавказа. Страшное дело. А в Москве на вокзале столько милиции беженцев встречало.
    В постперестроечный период, по моему в поездах стали больше пить, в тамбуре постоянно накурено, так что в последних купе просто дышать нечем. Поэтому и предпочитаю автобусом, да и быстрее получается. Единственное неудобство долго сидеть устаёшь.

    • Откидной барьер — по-моему, всего лишь дополнительное неудобство — на верхнюю полку забраться мешает, под матрас его не спрячешь — спать будет неудобно. Как несколько десятилетий РЖД без этих барьеров обходились, не понятно )

      А мы, наоборот, в советские времена с родителями только самолетом и летали, из Воронежа тогда прямой рейс до Перми был, всего два часа лету на ТУ-154 и стоимость была вполне доступной при тогдашней зарплате инженера в 120 р. Сейчас и прямого рейса нет, только с пересадкой в Москве, лететь в два раза дольше и окно между рейсами часов 12-15. Да и не по карману нам сейчас услуги Аэрофлота… А автобус — физически не переношу, даже 7-8 часов до Москвы измучаешься так, что и не рад будешь, что поехал. У меня ноги отказываются помещаться в узкий зазор между креслами, для них предназначенный ) а если ехать в ночь, и на тебя еще кто-то откидывается — это вообще мрак.

      Что касается беженцев, так их много и в наших краях тогда осело, целые поселки строили. Сейчас беда другая. Москва вот уже несколько лет массово вытесняет (вывозит) в регионы гастарбайтеров из бывших союзных республик. Это сильно сдерживает индексацию зарплат у местных — зачем платить дороже своим, если желающих со стороны достаточно. Сибиряки жаловались, что гастарбайтеры добрались даже до нефтедобычи, работают за копейки — и местным, соответственно, зарплаты поурезали. Может, я неправильно рассуждаю, но, по крайней мере, беззлобно — сам когда-то жил со статусом беженца в Европе, искал заработков.

      Что курят в поездах, не замечал — с этим сейчас строже, чем со спиртным. Станций по пути много, в основном, на перронах перекуры и устраивали.

  2. Валентина

    Да, забыла выразить восхищение. Какие вы все молодцы собрались роднёй со всех уголком страны на юбилей бабушки!

    • Валентина, такой юбилей пропустить никак нельзя. Только вот, нечасто так собираться удается. До этого ездил в Пермь пять лет назад, некоторых двоюродных племянников-племянниц тогда еще даже не было )

  3. Каролина

    Я на такие длительные поездки пока не решаюсь, максимум — доехать 6 часов в ночь (уснуть в одном городе, проснуться в другом… так в идеале, а по факту всю ночь мучаешься на одной полке с ребенком, а на отдельную тоже не положишь — упадет). В поездах РЖД много недоработок, конечно. Теснота, отсутствие биотуалетов, про душ даже и не думала, а как без него в длительных поездках — жутко представить! )) Восхищаюсь вашей стойкостью! )))

    • Да, с ребенком на узкой полке действительно проблематично выспаться — ни повернуться на другой бок, ни даже просто на спину лечь… Но наша мама героически перенесла путешествие в поезде. Со мной доча спать категорически отказалась, надо думать, из-за непривычной обстановки.

  4. Ирина и Игорь

    Есть и новые вагоны плацкарта у РЖД, где полки чуть подлиньше и комфортнее, а также по 4 биотуалета на вагон, которые не закрываются во время всего пути следования. Но таких вагонов очень мало, если попадешь в такой — это везение!

    • О таком даже не слышал, и не попадал — тем более ) Сдается мне, что должно еще одно поколение проводников смениться, чтобы подобные вагоны стали на РЖД нормой )

  5. Людмила

    Константин, приветствую
    Какой хороший повод собраться вместе. 25 человек собралось, какие же вы дружные!!! Пусть живёт долго ваша бабушка!
    А я хоть и не очень люблю Ж/Д, предпочитаю самолёты, но иногда с большой радостью совершаю поездки. Всё же запах этих вагонов, да и самой дороги (мазут) постукивание колёс (всегда вспоминаю анекдот про площадь колеса пи р в квадрате)) а уж, виды из окна! — несут вполне нормальный позитив. Чаёк из стаканов, что можно взять у проводников, особая еда из дома) всё мне доставляет радость от некой необычности обстановки. И можно спать много!! Мечтать!!Потому редко когда ругаю жд поездки, всё же это какое-то разнообразие. Правда они не более 1,5 суток.
    И меня всегда удивляет, что люди так привыкли к комфорту, что и дня без душа прожить не могут. А я рада, что могу)))
    Правда, к чести монополиста, вагоны всегда попадаются хорошие и кондишер и биотуалет, и конечно шторки))). Стало значительно лучше, чем было даже 10 лет назад. Так считаю я.
    Вам чуть не повезло с этим, поезд из прошлого попался. Но главное себя настроить, считать и радоваться, что попал в прошлое:)
    А за фото спасибо, правда как красива наша страна из окна жд вагона) наша земля)

    • Людмила, в окошко много чего увидеть можно. Только самые интересные моменты почему-то всегда за кадром остаются. Увидишь пейзаж красивый, или домишко чудной, или еще что, за фотоаппаратом потянешься — а уже проехали )

      По продолжительности поездок: думаю, что и более длительный переезд в поезде можно выдержать, когда знаешь, куда и к кому едешь ) Просто в этот раз мы впервые ехали с маленьким ребенком, изъясняющимся только жестами и громкими возгласами, да еще и с горшком. Поэтому поспать особо не удалось в дороге.

      Насчет вагонов даже не знаю, может, действительно вагоны из прошлого нам попались, но снаружи на них свежей краски не пожалели )

  6. Александр Каратаев

    Очень давно уже не ездил поездами. Но дальние поездки совершать приходилось. Ещё в эпоху тех самых, советских поездов. Например, поезд Москва — Алма-Ата (Алматы тогда так назывался) шёл трое суток в одну сторону. Не могу сказать почему, но мне очень нравились такие поездки. Романтика какая-то, несмотря на все неудобства. Правда ездили в купе. Лежишь себе на полке и смотришь в окно или книгу читаешь. На прием пищи распаковываешь домашнюю снедь — стандартную жареную курочку, помидоры там и всё такое… Вкуснотища… Какие души? Какие биотуалеты? Об этом и не слышали тогда… Три дня за окном степь и только в последний день начинались подмосковные леса… А когда темнело, выходил в коридор и стоял у окна, глядя на ночной пейзаж за ним. Где-то вдалеке мелькали огоньки селений или даже городов.
    А вот кому-нибудь в теплушке приходилось ездить? Мне — да. Когда служил в Германии иногда отправляли начальником караула — сопровождали вагоны с боеприпасами. Обычно теплушка и пару вагонов, которые мы охраняли. Тоже своя романтика. Керосиновые лампы, печурка внутри, на которой сухой паёк разогревали… Не знаю, как-то нравилось мне всё это. Грязные, чумазые приезжали, в угольной копоти, но столько впечатлений. Нет, мылись, конечно, но толку мало от этого. Зато были и различные приключения и экстрим разнообразный. Как-то выходили из всего этого удачно. Нравилось. Сейчас добром вспоминаю те времена.

    • Александр, я вот тоже в свое прошлое нечаянно заглянул после такого комментария. А ведь правда, была романтика ) и окошко у тамбура. Тоже в юности много по ж/д покатался, не в теплушках конечно, плацкартом. Помнится, даже если билетов на поезд не было, тогда за пару минут стоянки с каким-нибудь проводником всегда можно было договориться, чтобы взял к себе в вагон. Как-то раз так и ехали в коридоре купейного вагона из Краснодарского края в Воронежскую область, и ничего — доехали ведь. И отношение к поездкам другое было, требований к комфорту — меньше, это так. Но развиваются же технологии, хочется, чтобы прогресс и железной дороги, хотя бы вскользь, коснулся ))

  7. Как же нравилось ездить поездами в советские времена, и вот в прошлом году вновь пришлось ехать поездом, хотя до этого лет 20-30 уже не ездила. Изменения на лицо, мне как и раньше очень понравилось, так что министру путей сообщения болшущий привет.

    • Ну да, по сравнению с прошлым положительные сдвиги на ж/д есть, они заметны, но не так уж и велики )

  8. Галина Шефер

    В детстве я очень любила ездить поездом, когда стала постарше — мне больше нравилось летать самолётами, теперь предпочитаю автомобиль (хотя им не везде добраться можно, к сожалению).

    Великолепный отчёт о поездке! Я так давно уже не ездила в поездах, что абсолютно забыла уже, как они изнутри выглядят. А дочка прислала из Таиланад фотку, где она в поезде на полке с индивидуальной шторкой — я удивилась — как прогресс вперёд шагнул! А, оказывается, в наших поездах всё не так комфортно…

    • Комфорт — да, место слабое. Но в самолете, автобусе, автомобиле, по моим ощущениям, комфорта еще меньше. Автомобиль хорош уже тем, что ни от кого не зависишь ни во времени, ни в пространстве. Мне всегда казалось, что именно на машине можно добраться туда, куда другим способом — никак )

      • Галина Шефер

        Ох, Константин, ну что Вы! В мире полно мест, куда не добраться автомобилем. А по многим заповедным местам ездить вообще запрещено. Тут только ноги выручают.

        Да и просто, если я захочу на авто доехать в Австралию или Америку — ну никак. :)

        И как можно сравнивать вообще самолёт и поезд, или автомобиль? )) До Питера нам ехать на поезде почти сутки, на авто 2 дня (если с ночёвкой где-то), а лететь — всего 2 часа. Комфорт — это ведь не только мягкие кресла. Иногда комфорт — это быстрота, скорость и простота.

        Но я не спорю, вообще комфорт — понятие относительное, и у каждого своё. Мне в авто куда более комфортно находиться, чем в поезде. Для меня машина — фактически маленький домик на колёсах (хотя у нас и не автодом). Единственное, что спать в машине не так удобно, как в поезде, конечно. Но спим мы в машине крайне редко.

        • Австралия и Америка — это же совсем другие расстояния. Понятно, что в таком случае самолет быстрее и удобнее любого из средств передвижения ) Из зарубежья мне довелось пока побывать только в Финляндии и Швеции (автобус, паром), даже несколько месяцев пожил в Стокгольме. Но давно это происходило, тогда-то и цифровых фотоаппаратов не было, наверное )

          Мне пока не приходилось путешествовать на автомобиле, надеюсь, что вскоре это удастся исправить. Из доступных направлений, наверное, бы выбрал одно — подальше от города ) Но это сейчас так думаю, а что будет по факту — кто же знает.

          • Галина Шефер

            Ох, Константин! Это и моё любимое направление — «подальше от города». :) Люблю природные места. Они для меня лучше всяких достопримечательностей, созданных людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *