Главная / БЛОГ / Воронеж / Выставка железнодорожной ретротехники, вокзал «Воронеж I» (40 фото)

Выставка железнодорожной ретротехники, вокзал «Воронеж I» (40 фото)

О выставке военной техники в парке Патриотов — месте, обязательном для посещения с детьми — я уже -как-то писал в блоге. На минувших выходным мне довелось побывать еще в одном воронежском музее техники под открытым небом. Развернутый отзыв о его экспонатах ниже (много фото).

Узнал я об этом музее только летом 2020-го, когда доступ к его экспозиции для посетителей закрыли и, как это сейчас модно, перевели в дистанционный онлайн-формат. Недавно об этом месте на ж/д вокзале напомнил друг, который и предложил его посетить. Ехали наугад, т.к. информации о том, работает выставка или нет, найти не удалось. Нам повезло (в том числе, и с погодой — успели до начавшегося через час дождя), на выставку мы попали.

Музей под открытым небом

Ретро-выставка железнодорожной техники (или Музей железнодорожной ретротехники — так обозначено это место на Яндекс-картах) появилась в Воронеже в 2 августа 2019 года по инициативе начальника Юго-Восточной железной дороги С.Задорина на запасных железнодорожных путях грузового двора вокзала «Воронеж I» — в предверие Дня железнодорожника.

На площади около 500 кв. метров расположились два десятка экспонатов — образцы техники, десятилетия служившей верой и правдой на железной дороге, а ныне ушедшие на покой: паровоз, старые электропоезда, ретро-вагоны, обслуживающая техника. Отдельные списанные экземпляры стояли в депо, другие использовались персоналом железной дороги под склады и бытовки — все это было отремонтировано и приведено в порядок. Сегодня, благодаря стараниям руководства ЮВЖД, у жителей Воронежа и гостей города появилась возможность приобщиться к истории железнодорожного транспорта.

Коллективные экскурсии в настоящее время не проводятся. Оказаться внутри поездов и вагонов нельзя (табличка у входа предупреждает о том, что и взбираться на поезда запрещено). Возможно, часть из них станут доступны в будущем, но это не точно.

Предваряют выставку большие информационные баннеры, закрепленные с двух сторон на заборе, отделяющем платформу от привокзальной территории.

На баннерах присутствуют ретро-фотографии различных поездов и инфографика, в доступном для восприятия виде рассказывающая о пассажирских паровозах, бронепоездах и санитарных поездах в годы Великой Отечественной, а также отдельных моделях техники. Информация исторического плана оригинальна и способна занять внимание на 10-15 минут.

Согласно информации на стендах у входов на перрон и на выставку, здесь представлены следующие экспонаты:

  • Двукрылый семафор
  • Паровоз серии Л («Лебедянка»)
  • Автомотриса АЧ2-031
  • Автомотриса АС1А
  • Автомотриса АС1А.2 «Уралочка»
  • Путевой струг
  • Щебнеочистительная машина ЩОМ-Д
  • Тепловоз ТГК-2-1
  • Вагон-цистерна двухосная
  • Вагон четырехосный товарный крытый
  • Платформа грузовая двухосная
  • Тележка пассажирского вагона КВЗ-ЦНИИ-I
  • Электровоз серии ЧС4
  • Электропоезд ЭР9П-74
  • Головной вагон электропоезда ЭМ9-005
  • Железнодорожный дизель-электрический кран КДЭ-163
  • Железнодорожный транспортер 14-Т005
  • Снегоочиститель СДПМ
  • Вагон четырехосный крытый грузовой
  • Весопроверочный вагон ВПВ-188

Отзывы и фото многочисленных посетителей железнодорожной ретро-выставки ЮВЖД в Воронеже говорят о том, что состав и порядок экспозиции за два года ее существования незначительно менялись. Есть информация и о том, что музей планируется дополнить новыми экспонатами. 

Ретровыставка железнодорожной техники

Попасть сюда можно, миновав один из контрольно-пропускных пунктов. На привокзальной территории заблудиться сложно, сориентироваться в направлении движения помогут вышеупомянутые баннеры на заборе.

Находится выставка ретропоездов справа от здания железнодорожного вокзала, если смотреть со стороны города. Закругленный забор из красного кирпича с постерами представленных на выставке поездов и флагами с символикой РЖД.

Картонный представитель выставки, закрепленный у входа в музей, а также колокол и подвес к нему с металлической моделью паровозика, которую рассмотрел только на фото (обрати внимание сразу, сделал бы еще и кадр покрупнее).

Воронеж: ретровыставка железнодорожной техники на вокзале

Вход на ретровыставку свободный и, похоже, круглосуточный. Понятное дело, осматривать ее экспонаты лучше все-таки днем. Но если вас вдруг занесет попутным ветром на центральный железнодорожный вокзал Воронежа не в светлое время суток, попробуйте заглянуть сюда — возможно, освещения на ж/д платформах будет достаточно для ознакомления с выставкой поездов.

Экспонаты у входа, находящиеся на значительной высоте — рассмотреть их можно, лишь задрав голову. Это пара железнодорожных репродукторов, закрепленных на деревянном столбе, и двукрылый семафор 1938 года выпуска.

Тут же, прямо напротив входа находятся образцы рельсов разных типов, производителей и времени выпуска. Представлено девять экземпляров от 1870 до 1943 года выпуска заводов Barrow Steel (Англия), АЮРЗБО (Брянск), Lackawanna (США), завод им. И.Е. Егорова (Ленинград), ДО (Донецк), Sparrows Point (США).

Самый колоритный экспонат выставки: паровоз серии Л №5293. Один из лучших советских грузовых паровозов, эксплуатировавшихся на всей сети железных дорог СССР. Сконструирован в конце Второй мировой войны под руководством Л.С. Лебедянского, за что и получил прозвища «Лебедь», «Лебедянка». До 1947 года назывался «Победа». Построен в 1955 году на Ворошиловградском заводе, находится в рабочем состоянии. Вместимость топлива (угля) — 18 тонн, вместимость бака для воды — 22 кубометра.

Автомотриса АС-1А, выпускалась в 1964-1980 годах на Великолукском машиностроительном заводе, в конструкции автомотрис этой серии широко использовались автомобильные узлы и агрегаты. Автомотриса — рельсовый автобус на двигателе внутреннего сгорания. Как шутят железнодорожники, автомотриса — это «личинка электрички», этакий урезанный по вместимости вариант электропоезда для перевозки рабочих при выполнении строительных и путевых работ. Автомотрисы применялись и для пассажирских перевозок на дорогах с небольшим пассажиропотоком. Характеристики: собственный вес 9 т, прицепной вес — до 10 т, топливо — бензин А-65, двигатель ГАЗ-51 70 л.с., скорость 80 км/ч, сидячих мест — 24 чел.

Весоповерочный вагон (на заднем плане) и автомотриса «Уралочка» (АС-1А.2) на дизельном топливе — доработанная модель серии АС-1А, отличается ходовой частью и исполнением кузова, выпускалась в Перми. Характеристики: вес 12,5 т, мощность двигателя  132 л.с., длина 8,75 м, скорость 80 км/ч, число сидячих мест — 18 чел. 

Серийный маневровый и промышленный тепловоз ТГК-2-1 Калужского машиностроительного завода 1980-х годов выпуска. Предназначен для маневровых работ на станциях (передвижения вагонов, формирования и расформирования поездов), работает на дизельном топливе. Характеристики: масса 28,5 т, длина 8,28 м, высота 3,48м, ширина 3,07 м, скорость 60 км/ч.

Железнодорожный кран КДЭ-163 (дизель-электрический). В качестве примера привожу одну из информационных табличек, которые имеются к каждому из объектов на ретровыставке. Помимо общей информации приводятся технические характеристики (габариты, вес, скорость и т.п.).

Вагон-цистерна двухосная (Ижорский завод, г. Колпино, середина XX в.) Габаритные размеры: длина 9,12м, высота 4,34 м, ширина 2,62м. Грузоподъемность 25 тонн. Предназначена для перевозки нефтепродуктов (дизтопливо, керосин, бензин).

Электропоезд ЭР9П (Электропоезд Рижский, тип — 9, Пригородный), модификация серии ЭР9, выпускавшаяся на Рижском вагоностроительном заводе для железных дорог СССР с 1964 года по 1975 годы. Всего было построено 330 электропоездов этой модели.

Электровоз серии ЧС4 выпускался в Чехословакии на заводе Škoda для советских железных дорог с 1965 по 1972 гг. Электровозы ЧС4 оригинального дизайна в пассажирском движении на железных дорогах РФ не эксплуатируются с 2012 года, большинство из них переданы в железнодорожные музеи городов России.

Головной вагон электропоезда ЭМ9-005. Построен на Калининском вагоностроительном заводе (г. Тверь) в 1967 г. Конструктивная скорость 130 км/ч. Масса 39 тонн. Габариты: длина 19,6 м, ширина 3,62 м. Напряжение питания 25000 В, ток однофазный переменный. Мест для сидения — 88.

Выставка железнодорожной ретротехники Воронеж: путевой струг

Путевой струг — машина для очистки железнодорожных путей от снега, нарезки кюветов, расчистки обочин и других работ по созданию и ремонту земляного полотна вдоль дороги. Благодаря совмещению снеговой и земляной частей такая техника используется для выполнения наиболее тяжелых работ круглогодично. Вес струга 45 тонн, габаритные размеры: длина 18,34м, высота 4,73м, ширина 3,25м. Скорость 40 км/ч, рабочая скорость при очистке снега и земляных работах — до 15 км/ч. Экипаж: 2 человека. Представленный на выставке экземпляр выпущен в 1936 году на Тихорецком ремонтно-механическом заводе.

Еще один интересный экземпляр — щебнеочистительная машина ЩОМ Д производства Тульского завода железнодорожного машиностроения. Предназначена для очистки щебня балластного слоя вдоль ж/д полотна от мусора, выправления продольного профиля пути с его подрезкой. Общий вес 147,3 тонны. Общая длина 47,24 м. Глубина очистки 250 мм. Ширина очистки 3,6-5,3 м. Производительность — 200 кубометров в час. Транспортная скорость 35 км/ч. Рабочая скорость 1-3 км/ч.

Товарный вагон Gl11 производства Linke-Hofmann. Изготовлен в Польше, типичный для государственных железных дорог вагон. Использовался в годы Великой Отечественной войны для перевозки грузов. Трофейный экспонат. Длина 12,1 м. Масса 12,8 т. Грузоподъемность 28,6 т.

В прицепе к вагону — платформа грузовая двухосная производства Усть-Катанского вагоностроительного завода. В годы ВОв использовалась для перевозки боевой техники и оборудования эвакуированных заводов. Грузоподъемность 20 тонн. Длина 7,94 м. Ширина 2,8 м.

Любопытный экспонат в самом конце главной платформы музея — велосипед-дрезина, воссозданный в 2019 году на Воронежском вагоноремонтном заводе по фотографиям рельсового велосипеда системы Фон-Ренкуль образца 1877 года. Изобретатель велодрезины — начальник службы движения Уральской горнозаводской железной дороги, инженер Николай Ренкуль. Создано было это необычное средство передвижения для дорожных мастеров и жандармской полиции для наблюдения за дорогой и порядком на станционных участках. Экземпляр является действующим, вдоль всей экскурсионной платформы проложены рельсы.

Вагон-музей из состава «Поезда Победы» на дальней от входа платформе. Экспонаты, находившиеся в вагоне (оружие, карты, фотографии и пр.) возвращены организаторам акции, а вагон-теплушка сам стал экспонатом воронежской ретровыставки. На переднем плане фото — платформа с двумя башнями противовоздушной обороны (ПВО) «Тамбовский рабочий», выпускавшимися в период 1941-1945 гг., использовавшаяся в составе бронепоездов и воинских эшелонов.

Внимание к деталям

Думаю, этот уникальный для Воронежа музей под открытым небом будет интересен не только людям с техническим образованием или интересующимся историей железнодорожного транспорта. Посетить выставку можно и просто для общего развития, особенно с детьми. Для человека с фотоаппаратом здесь и вовсе масса точек для съемки — причем, не только общих планов.

Как добраться

Немного визуальной справочной информации для воронежцев и гостей города, не знающих, где находится в Воронеже выставка железнодорожной ретротехники:

Музей железнодорожной ретротехники (Воронеж), где находится

Адрес: г. Воронеж, ул. Кольцовская, 14А (ж/д вокзал «Воронеж I»)

Вход: свободный

Бонус: памятник-паровоз серии Эр

Если вернуться с перрона на привокзальную территорию и пройти к дальнему от ретровыставки крылу железнодорожного вокзала «Воронеж I», можно обнаружить в сквере еще один интересный экспонат: паровоз типа 0-5-0 серии Эр 1952 года выпуска. Мощность 1450 л.с., скорость 65 км/ч, вес 68 т.

Памятник-паровоз 0-5-0 серии Эр (Воронеж, Привокзальный сквер)

Этот памятник-паровоз установлен в Привокзальном сквере в июне 2014 года. По непроверенным данным, Воронеж — единственный город, на железнодорожном вокзале которого можно увидеть сразу два паровоза.

Сейчас может показаться, что паровозы — это далекое прошлое, минувшее безвозвратно. Так ли это? Попробуйте поискать в сети информацию по запросу «паровозы на консервации в России» и узнаете много интересного.

Вот такая получилась мини-экскурсия. Думаю, здесь будет уместно следующее тематическое видео:

Расскажите об этой статье в соцсетях:

6 комментариев

  1. Олег Клышко

    Много раз был на жд вокзале Воронежа и не знал, что рядом есть такой музей, скоротал бы время в ожидание поезда.

    • Олег, здравствуй! В следующий раз, когда будешь на ж/д вокзале «Воронеж I», заглянешь. Думаю, еще представится случай )

  2. Валентина

    Вот бы ещё дали покататься на велосипеде-дрезине!
    Меня заинтересовала щебнеочистительная машина. Как это она щебень очищает, пока едет, да ещё и на глубине до 25 см?

    • Валентина, уверен, что велосипед-дрезину выводят иногда из стойла ) Но мы же не с организованной экскурсией на этой выставке побывали — что-то точно упустили, но вряд ли много.

      Насчет щебнеочистительной машины не подскажу, технические характеристики — из таблички рядом с экспонатом.

  3. Кусочек человеческой истории и техника. Какая особенная красота во всем!

  4. Кстати, видео хорошо сделано — движение!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *